Как учить ребенка говорить?

В последнее время дети начинают разговаривать позже, чем раньше. Проблема в развитии современных технологий: телевизор не выключается, а родители проводят больше времени в гаджетах, чем в общении с ребенком. Чтобы научить ребенка говорить, следует уделять ему больше времени и внимания.

kak-mozhno-nauchit-rebenka-razgovarivat

Этапы развития речи у детей

В первые месяцы жизни ребенок постоянно наблюдает за мамой и начинает лепетать, подражая ее мимике. После 7 месяцев этот навык утрачивается, поэтому с ребенком нужно разговаривать, показывать и называть предметы, а также побольше говорить с кем-либо в присутствии ребенка. До года нужно показывать ребенку, как образовывается тот или иной звук: открывать рот на «а» и делать трубочку на «у». На этом этапе важно учить звуки, а не слова: говорить, как рычит медведь, как шумит ветер и т.д.

От года до двух ребенок начинает находить связи между словами и предметами и несвязно лопочет. В это время ребенку нужно показывать на предметы и называть их, впоследствии спрашивая «где киса», «где мама», «где папа». Просите ребенка, побуждая его действия: «дай мяч, встань, подойди, сядь», просите показать, как прыгает зайка, как скачет лошадка.

Примерно к 2-м годам вы заметите, что ребенок уже все слышит и понимает, исполняет ваши просьбы, но изъясняться не торопится. Скорее всего, вы слишком хорошо научились понимать его без слов и исполняете его просьбы без их озвучивания. Свои потребности и эмоции ребенок выражает жестами и звуками. Часто дети к 2 или 3 годам начинают говорить сразу предложениями, значительно обгоняя сверстников по словарному запасу, хотя до этого не говорили ни слова.

Развитие мелкой моторики

Чтобы стимулировать области мозга, отвечающие за речь, необходимо приложить усилия к развитию мелкой моторики:

  • лепить и катать шарики из пластилина;
  • навыки самообслуживания: застегивать пуговицы, завязывать пояс, шнурки;
  • используйте народные потешки – короткие стишки, в которых каждый пальчик исполняет определенную роль;
  • массируйте ручки мячиками;
  • вместе перебирайте крупу;
  • играйте с шершавыми игрушками.

Комментирование всех действий

Уже с первого дня жизни ребенка мама должна комментировать все свои действия словами «Мама взяла бутылочку», «мама кормит Васеньку», называть словами предметы, делать это нужно четко и звонко, но при этом естественно. Ребенок должен видеть мамино лицо, артикуляцию при произношении нового слова. Каждое слово должно называться конкретно: кепка, панама, а не шапка, не обобщайте разные вещи одним понятием. Говорите словосочетаниями: «собачка бежит», «машина едет» и т.п. Не стоит комментировать желания ребенка, лучше спрашивать «что ты хочешь?», а не «ты хочешь кушать?», чтобы побуждать его к разговору.

Чтение и рассказывание сказок

Ничто так не обогащает словарный запас, как интересные сказки. Рассказывать их можно, начиная с рождения. При этом нужно выделять звуки: «поплыл корабль ту-ту-у-у», «бабушка испугалась о-о-ох». Показывайте малышу картинки из книжек, рассказывайте, что на них происходит, описывайте предметы, животных, их действия: «серая мышка пищит», «у киски есть усы, лапы, хвост, вот они». На прогулке можно просто рассказывать истории, а дома ставить аудиозаписи сказок.

Развитие артикуляционного аппарата

Научите ребенка надувать мыльные пузыри, изображать обезьянку, показывать язык, кривляться, изображать злость и радость и пр. Эти упражнения помогают развить артикуляционный аппарат. В любое время можно играть в слога – ту-ту, та-та, мо-мо, на-на и т.д., это поможет в дальнейшем выучить все слова. Развитию артикуляционного аппарата также способствуют упрощенные названия предметов: «машина – биби, собачка – гавгав, киса – мяумяу», к тому же только так ребенок сможет развивать свою речь в 1,5 года – сложные слова ему еще не под силу.

Для своевременного развития речи с ребенком нужно адекватно общаться: обращать внимание, интересоваться потребностями, не злоупотреблять опекой и не приставать с просьбами сказать или повторить какое-то слово, а также дать ему возможность общаться с другими детьми как можно больше и получать новые впечатления. Также стоит попытаться устранить у ребенка упрямство, истерики и своеволие, если они имеют место быть.